^ Back to Top

студия

Виктории Ряснянской

 

Натюрморт в творчестве современных украинских художников

 

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт окончательно сформировался в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержали скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи в русском и украинском искусстве появился в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

 В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

В «Студии Виктории Ряснянской» можно увидеть картины Светланы Галдецкой, Александра Крюка, Анны Крюковой и Виктории Ряснянской в жанре натюрморта.

Светлана Галдецкая и Виктория Ряснянская представили вниманию публики цветочные натюрморты. У Александра Крюка превалирует более абстрактная тематика в сочетании с характерной для художника экспрессивной манерой живописи. Картины Анны Крюковой завораживают своей пастозной фактурностью и монументальностью форм.

Если говорить о классическом цветочном натюрморте, то картины Светланы Галдецкой и Виктории Ряснянской как нельзя лучше соответствуют данному определению. Цветочный натюрморт в русской, украинской и белорусской живописи особенно удачно отражает черты стиля «бидермайер», стиля бюргерской культуры, эдакого «мещанского рококо», «расцвётшего» в 1815-1848-х годах в Германии, Австрии и прижившегося также на украинской почве. «Бидермайер» был призван воспевать поэзию домашнего быта. Свежесрезанные цветы, как правило, украшали стол к завтраку допропорядочного бюргера, жившего в домике с садом.

Картины Александра Крюка и Анны Крюковой отражают тенденции современной живописи, пережившей опыт полистилизма ХХ века. Более абстрактные у А. Крюка и реалистичные – у А. Крюковой. Александр Крюк лепит форму посредством цвета. Натюрморты Анны Крюковой свидетельствуют о крепкой реалистической школе, традициям которой художница осталась верна. При этом Анна Крюкова великолепно чувствует объём изображаемых предметов.

Насладитесь завораживающим миром современного украинского натюрморта, вдохните запах весенних цветов, переданных кистью Светланы Галдецкой, полюбуйтесь цветочными композициями из сада Виктории Ряснянской, ощутите фактуру предметов в картинах Александра Крюка и Анны Крюковой!

 

Анна Лобановская, искусствовед, член НСХУ